Вишну



Глава IV


О Г Л А В Л Е Н И Е

стр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71


Во Имя Бога
Всеведающего и Милосердного !




Аспекты выражения Истины бесчисленны в аналогиях параллелей и устремлений. Равно как Бытие многомерно, но Едино, так же Истина многомерна, но Едина. Все Едино в Высшем.





IV. И С Т И Н А



Смерть - счастье
для умирающего человека,
ведь умирая,
перестаешь быть смертным.

Теодор Паркер






Дата обновления: 2023-11-29 Автор: к.т.н. с.н.с. Виктор Владимирович Башков





4.4. СМЕРТЬ

Авторский логотип

.

В буддизме смерть рассматривается как естественный процесс /"Смерть - это продолжение жизни"/, как неотъемлемый факт нашего земного существования. Так Далай-лама пишет: "Зная, что я не смогу избежать смерти, то не вижу причин для волнений. Я считаю, что смерть скорее похожа на смену одежды, старой и изношенной, чем на окончательный уход". Смерть непредсказуема: мы не знаем, как и когда это произойдет. И поэтому было бы благоразумно заранее подготовиться к ней. Буддисты говорят, что человек живет для того, чтобы правильно умереть. Жизнь и смерть они рассматривают как единое целое, где смерть - просто начало другой главы жизни. В знаменитой "Тибетской книге мертвых" показано единство жизни и смерти как череда постоянно меняющихся переходных реальностей, известных под названием "бардо", и часто называют промежуточное состояние между рождением и смертью. Ведь, на самом деле, состояния бардо постоянно возникают и в жизни, и в смерти, и являют собой благоприятное стечение обстоятельств, когда усиливается вероятность Освобождения от круговорота рождений и смертей.

В момент смерти обыкновенный ум со всеми своими иллюзиями умирает, и в этом промежутке открывается бездонная глубь небес - истинная природа нашего ума. Только изучив эту природу ума при жизни, мы сможем распознать ее в момент смерти и достичь Освобождения. К тому, кто подготовлен и занимается практиками, смерть приходит не как поражение, а как триумф, как самый великолепный момент жизни. Потому что такой человек познал, кто он, почему он здесь и как нужно себя вести, то есть достигнул того, что в Упанишадах называется "поворотом сознания". Великий тибетский святой Миларепа писал: "Ужас перед смертью погнал меня в горы, где снова и снова я медитировал о неопределенности часа своей смерти. И я покорил крепость бессмертной бесконечной природы ума. Теперь со страхом смерти покончено, он бесследно исчез".

Когда человек осознает в себе спокойное, подобное небу, неизменное присутствие того, что Миларепа назвал "бессмертной и бесконечной природой ума", он приходит также к пониманию иллюзорности этого мира, к пониманию сущности жизни и смерти. Святые говорят, что весь проявленный мир не более реален, чем сон. Он есть проявление нашего сознания, где присутствует взаимосвязанность всех вещей и нас самих.

"В этом физическом пространстве есть бесконечное множество миров. В каждом элементе или объекте содержатся бесконечные миры и создания, но все это существует только в неделимом бесконечном Сознании, а не как реальные субстанции. Ничего не было создано с самого начала. Одно только сознание существует как пространство, воздух, огонь, земля, горы и т.д., нет деления или двойственности между сознанием и созданным миром" /Йога Васиштха/.

Физик Дэвид Бом описывает реальность, как существование "неразрывной целостности в движущемся потоке". То, что мы по своему незнанию называем "жизнью" и "смертью", является просто-напросто различными аспектами этой неразрывной целостности и этого движущегося потока, не имеющего ни начала, ни конца.

В учении бардо показывается реальная картина процесса смерти и процесса жизни. Например, в учении бардо говорят о том, что смерть - это не что иное, как три фазы процесса постепенного проявления ума: от изначально-чистого состояния самой сути природы ума, проходя через свет и энергию (излучения природы ума), до нарастающего уплотнения в ментальную форму:

1. Во время кульминации процесса умирания, после растворения элементов, чувств и состояний ума обнажается на какое-то мгновение совершенная природа ума - Сияние Основы. Это состояние безусловной истины, в которой никогда не было иллюзий и незнания, а также различных концепций.

2. Потом на какое-то мгновение проявляется излучение этой природы ума, выражаясь в звуках, цветах и свете. Это измерение совершенного наслаждения, область бесконечного многообразия, находящегося за гранью пространства и времени, за гранью рамок двойственности.

3. Далее сознание умершего пробуждается и входит в бардо формирования, где обычный ум возвращается и проявляется в форме ментального тела, несущего в себе прошлую карму и привычки. Это сфера уплотнения в форму, где обычный ум принимает иллюзорность ощущений бардо за что-то реальное.

Когда в бардо формирования приближается время для нового рождения, то вы все больше и больше ощущаете сильную потребность в поддержке материального тела и становятся видимыми различные знаки, предупреждающие вас о том мире, в котором вы, возможно, родитесь. Обычные люди, не распознавшие природу ума при жизни, практически не имеют шансов на прекращение круговорота рождений, и даже на выбор своего будущего рождения. Во время смерти сознание человека вообще не может себя контролировать, потому что оно находится в плену иллюзии, которая в момент смерти имеет наибольшую плотность. Только великие души, которые постигли истину, могут выбрать себе рождение или полностью от него освободиться:

"Старость надвигается, как преследующая тигрица; жизнь утекает, как вода из разбитого горшка; болезни атакуют, как враги. Вот почему необходимо стремиться к лучшему. Пока горе не пришло, пока не обрушились бедствия, пока чувства способны воспринимать - до тех пор следует стремиться к лучшему. Пока тело сохраняется, следует искать истину - только глупый человек начинает рыть колодец, когда его дом уже загорелся" /100 - Индусская книга мертвых "Гаруда Пурана"/. Великий индийский святой Шри Рамана Махариши говорил своим ученикам: "Сон - это временная смерть. Смерть - это более длительный сон. Если человек умирает, оставаясь живым, то ему не нужно горевать о смерти других. Существование человека очевидно, с телом или без тела, как в бодрствовании, сновидении и глубоком сне. Тогда почему он жаждет длительного пребывания в телесных оковах? Пусть человек отыщет свое не умирающее "Я", умрёт и будет бессмертным и счастливым". Один из мировых учителей Крийя Йоги Парамахамса Харихарананда говорил, что проблема смерти в действительности не является тайной. Истина состоит в том, что нет различия между жизнью и смертью. Ничто в действительности не мертво. Так же, как атомы в неодушевлённой материи, такой как металлы, находятся в непрерывном движении и быстрой вибрации, точно так же и атомы в плоти трупа находятся в непрерывном движении и быстрой вибрации. Различные формы материи - это проявление одной и той же силы жизни, так же как лёд, вода, снег и пар - различные проявления одного и того же вещества. Вся материя, включая неодушевлённые и мёртвые тела, - проявление жизни. Жизнь спит в сырой земле, видит сны о красоте в цветах, пробуждается в виде силы в животных и в человеке проявляется в виде сознания с бесконечными возможностями. Индивидуум проходит через различные стадии жизни и накапливает переживания и впечатления своих действий в подсознании. Как только истощается прарабдха-карма, которая обусловила его рождение, астральное тело отделяется от грубого тела. Это явление называется смертью. Однако в действительности это только разделение двух тел. Во время смерти воплощённое высшее "Я" перемещается из одного места в другое. Сама смерть либо болезненная, либо спокойная - это определяется кармой индивидуума. Если индивидуум достиг состояния сознательного отделения высшего "Я" от тела за время своей жизни, в смерти для него нет ничего болезненного. Он будет иметь предвидение о том времени, когда его прарабдха-карма должна будет истощиться. Когда наступает это время, он сознательно покидает мир. Это, однако, может быть достигнуто только регулярной и преданной практикой медитации. Смерть - это не конец индивидуума, так же как рождение - не начало. Тогда что же такое смерть? Смерть означает, что высшее "Я" (наряду с тонким телом, в которое входит ум со всеми его впечатлениями) оставляет грубое тело. Эти впечатления становятся семенами будущего рождения. Последняя мысль индивидуума главным образом определяет его будущее рождение. Последние мысли обусловлены преобладающими желаниями жизни. Поэтому желания - корень рождения и смерти. Уничтожение желания поражает корень кармы и спасает от цикла рождения и смерти. В Бхагавад-Гите /44 2:71/ ясно говорится: "Тот, кто оставил все чувственные желания и действует без вожделения, без чувства собственности (привязанности) и без эгоизма, достигает умиротворения". Таково состояние осознавшей Бога души. Достигая этого состояния, человек преодолевает заблуждение; оставаясь утвердившимся в этом состоянии даже в последний момент его жизни, он обретает блаженство Брахмана. Когда индивидуум осознаёт бессмертие высшего "Я", освобождение достигнуто. Цикл рождения и смерти для него прекращается. Поэтому каждый человек ответственен за достижение своего освобождения с милостью Бога и освобождённых.

"Смерть - один из шагов в нашем непрерывном развитии. Когда-то таким шагом было и наше рождение, с той разницей, что рождение - смерть для одной формы бытия, а смерть - рождение в другую форму бытия.

В христианстве говорится как о том, что страх смерти естественен и нужен человеку, так и о том, что "Первым определенным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша свобода от ощущения смерти и ее страха. Человек, живущий в Боге, испытывает глубокое чувство, что он сильнее смерти, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет ощущать этого - напротив, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге" /христианский философ О. Матта эль-Мескин/.

Вечная природа живых существ проявляется только в духовном  мире - в обители Бога /13, с. 336/. В нашем же материальном мире неограниченные чувственные наслаждения ведут к невежеству и смерти, ибо деятельность духовной души, покрытой материей это -  ее нездоровое состояние. Поэтому целью человеческой жизни должно быть не стремление к извращенным чувственным наслаждениям, а желание  избавится от материальной болезни и вернуться Домой к Богу /5, с. 85/. Ведь смерть - это Сам Верховный Господь, который в конце концов отбирает у материалиста все, что он накопил /27, с. 412/.

Верховный Господь предстает в образе беспощадной смерти перед демонами и атеистами, а для Своих преданных олицетворяет вечную жизнь - бессмертие /13; 18, с. 336; 505/.

К сожалению склад нашего ума не принимает в расчет существенную деталь - смерть. Не ныне - завтра придут болезни, смерть на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Как же человек может не видеть этого - вот что удивительно!

Бог смерти Йамараджа однажды спросил у великого мудреца: “Можешь ли ты объяснить, что самое удивительное в этом мире“? И в ответ услышал: “ Да. Самое удивительное то, что человек постоянно наблюдает смерть своих друзей, предков и родственников, но сам думает: “ Я буду жить вечно “. Он никогда не думает, что умрет, так же как животное никогда не думает, что в следующую минуту его могут забить. Оно довольно тем, что есть трава, и ему больше ничего не нужно. Человек довольствуется чувственными наслаждениями. Он не ведает, что тоже обречен на смерть “ /4, с. 215/.

в начало Число просмотров: 10762